В прошлом году сложилась достаточно напряженная ситуация на рынке спецтехники. Как менялись условия на этом рынке и что будет в наступившем году? Расскажем в данной статье.

Основные события и тенденции на рынке спецтехники в 2023 годуЦифры

За первый квартал продажи заметно выросли. По сравнению с предыдущим, 2021 годом, — на 24,5 %. Но февраль внес еще и свои негативные коррективы. Ушли многие дилеры. Уже в марте продажи пошли на убыль. Сегмент экскаваторов-погрузчиков прост рухнул — на 42 % (по отношению к прошлому году).

В тот период многие представители заводов заметили, что даже если клиентам машины были необходимы, переговоры о покупке они не инициировали или приостанавливали ранее начатые.

Основные события и тенденции на рынке спецтехники в 2023 году

Данные статистики продаж (предоставила Ассоциация европейского бизнеса)

Второй квартал показал усугубление тенденции на сокращение продаж. Падение от объемов прошлого года составило 37,1 %.

В третьем квартале были наложены европейские санкции и введен запрет на поставку в Россию спецтехники из соответствующих стран. Аналитики посчитали, что уже в течение лета в парке грузовиков было не более трети зарубежных автомобилей. Но среди седельных тягачей доля техники иностранного производства все еще оставалась большой — до 90 %. В целом за 3-й квартал продажи специальной и дорожно-строительный техники снизились на 43,4 % (в сравнении с 2021 годом).

Данных по 4-му кварталу пока нет, будем отслеживать ситуацию.

Какие компании остались, а какие ушли?

Большая группа иностранных производителей спецтехники приостановила работу в России. Это, в частности, Iveco, Scania, Trucks, Volvo, MAN Truck & Bus, Ford, Mercedes-Benz, Renault Trucks, Kramer, Volkswagen CV, Volvo CE, Schmitz Cargobull, John Deere, Daimler Truck, Tadano, Caterpillar, Hitachi, Komatsu и другие.

Остро встал вопрос о замещении. Постепенно российские заводы заняли значительную нишу ушедших компаний, китайские поставщики пришли на большинство оставшихся мест. Начал формироваться новый рынок. О своем присутствии заявили Howo, SHANTUI, JAC, SITRAK, FAW и другие бренды КНР. Кроме того, в продаже пока остается техника западных компаний, хотя свои официальные представительства они закрыли.

Текущая ситуация

Российские производители строительно-дорожной техники за первые 9 месяцев 2022 года выпустили продукции на 53,3 млрд рублей. Это на 38 % превысило показатели аналогичного периода 2021 года. За тот же период на внутренний рынок отгружено на 30 % больше, чем раньше. Указанные данные предоставил портал «Росспецмаш-Стат» (собирает информацию по компаниям, выпускающим до 80 % общего объема спецтехники, которая производится в РФ).

Основными конкурентами отечественных заводов являются компании из КНР. Они лидируют по темпам роста объемов продаж как в денежном выражении, так и по количеству. На сегодня их доля — четверть всего рынка новой спецтехники.

Национальное агентство промышленной информации (НАПИ) приводит следующие данные. В 4-м квартале 2022 года в России работал 971 центр по продаже грузовых автомобилей. Чаще всех они открывались брендами МАЗ, FAW, SITRAK, JAC. За год центров стало больше на 134.

Основные события и тенденции на рынке спецтехники в 2023 годуНо эксперты отметили, что в настоящий момент бизнес предпочитает брать спецтехнику в кредит или лизинг, но не покупать.

Прогнозы

На рынке спецтехники наметились проблемы. И в сложившейся ситуации, чтобы помочь участникам рынка сохранить прежний уровень предпринимательской активности, государство решило расширить специальные меры поддержки. Продляются старые программы и принимаются абсолютно новые.

Так, сельскохозяйственный бизнес сможет, как и раньше, претендовать на льготный кредит на покупку спецтехники. Процентная ставка составит всего 1–5 %. Соответствующая программа государственного субсидирования, которая была изначально разработана Правительством РФ (Постановление 1528 от 29.12.16), продлена.

С 2023 года выросли тарифы утилизационного сбора для спецтехники, полуприцепов и ряда грузовиков. По словам чиновников Минпромторга, проведенная индексация призвана сравнять рыночную стоимость зарубежной и российской продукции.

Аналитики считают, что в наступившем году спрос увеличится прежде всего на запчасти к спецтехнике, производители которой покинули российский рынок. Предлагается использовать схемы реимпорта через дружественные страны. Однако это грозит увеличением стоимости и сроков доставки.