Понятие «срок службы» подразумевает период времени, в течение которого спецтехника достигает предельного уровня изношенности. Дальнейшая ее эксплуатация невозможна из-за потенциальной опасности и невыгодна с экономической точки зрения. Отсчет начинается с момента ввода в эксплуатацию и заканчивается направлением на обследование / списанием.
У каждой техники этот промежуток времени свой, зависит от множества условий, некоторые из которых в принципе сложно учесть и просчитать. Тем не менее производители всегда устанавливают среднестатистическое значение, ориентируясь на результаты исследований. Измеряется продолжительность эксплуатации в километрах пробега или отработанных часах. Если изготовитель, к примеру, указывает 15 000 мото-часов, то это примерно 7 лет, если машина работает по 8 часов 5 дней в неделю. Можно ли продлить заявленный ресурс? Да, если строго соблюдать правила эксплуатации, но час икс настанет рано или поздно для любой техники.
Какие факторы в первую очередь влияют на период эксплуатации?
- Качество комплектующих и уровень технологий
Предприятия, которые дорожат своей репутацией, всегда строго контролируют качество на всех производственных этапах, разрабатывают новые материалы, внедряют передовые технологии. Большинство крупных заводов изготавливают и оригинальные запчасти, чтобы можно было поддерживать работоспособность спецтехники на должном уровне и тем самым продлить срок службы на несколько лет.
- Тип двигателя
У современной спецтехники «на борту» может быть дизельный, бензиновый или электрический мотор. Первые два, как правило, склонны к сильным перегревам из-за высокой нагрузки и сложных условий работы. Поэтому последний вариант выигрывает у них в плане долговечности.
- Условия эксплуатации
Тут все зависит непосредственно от оператора или владельца техники. Постоянные перегрузки — прямой путь к ускоренному износу механизмов и узлов. Низкие или слишком высокие температуры, резкие перепады между ними тоже заметно сокращают ресурс. А еще нужно принять во внимание особенности дорожного покрытия. Очевидно, что машины, которые ездят преимущественно по асфальту, прослужат дольше тех, которые эксплуатируются в условиях бездорожья.
- Техобслуживание
График ТО для каждого типа машин свой, и его необходимо строго соблюдать. Регулярные осмотры, своевременные профилактические работы и замена расходников снижают риск внезапных поломок и полного выхода из строя. Статистика на этот счет безжалостна: некорректное техническое обслуживание, непрофессиональный текущий ремонт и некачественные расходные материалы уменьшают срок службы техники на 50 %!
Конечно, у каждого типа спецтехники свои «традиционные» поломки в зависимости от специфики эксплуатации. У экскаваторов и бульдозеров, например, часто изнашиваются режущие кромки из-за контакта с твердыми камнями. В лебедках страдают захваты, крюки и тросы, в которых накапливается усталостное напряжение из-за постоянных динамических нагрузок. А в рабочих приводах из-за абразивных частиц в зазорах образуются критические трещины и царапины. Все это снижает общий ресурс, и даже при высокой ремонтопригодности вы не сможете бесконечно «оживлять» спецтехнику.
Стандартные нормы до ремонта и списания
В таблице собраны усредненные показатели для машин разных марок, относящихся к одному классу (указаны минимальные и максимальные значения диапазона).
Тип техники | Нормы наработки новой единицы до капремонта (тыс. км / тыс. ч для тракторов) | Нормы наработки после капремонта (тыс. км / тыс. ч для тракторов) | Нормы наработки до списания (тыс. км / тыс. ч для тракторов) |
---|---|---|---|
Полноприводные грузовые автомобили | 110–275 | 88–220 | 170–495 |
Автопоезда | 45–100 | 36–120 | 81–270 |
Неполноприводные грузовые автомобили | 100–600 | 80–480 | 180–1080 |
Многоосные тяжелые тягачи и специальные колесные шасси | 45–100 | 35–80 | 80–180 |
Гусеничные тягачи и транспортеры | 10–15 | 8–12 | 34–51 |
Колесные тракторы | 5–9 | 4–7 | 13–26 |
Гусеничные тракторы | 6–10 | 5–7 | 16–24 |
Что делать с б/у спецтехникой?
Машина уже отслужила свое либо вот-вот выработает ресурс? Или вы просто досрочно купили новую, а старая осталась на простое? В таком случае вы теряете деньги. Ведь даже б/у спецтехника — это прежде всего актив, который можно реализовать, обратившись в нашу компанию. Мы скупаем подержанную технику на выгодных условиях:
- любое количество единиц;
- в любом регионе России;
- в любом техническом состоянии;
- исключительно законно;
- с юридическими гарантиями безопасности.
Всего несколько часов, и вы получите деньги даже за «безнадежную» машину!