Содержание

Согласно действующему законодательству, «водитель обязан уступить дорогу транспортному средству, оборудованному специальными световыми и звуковыми сигналами». Обычно это касается автомобилей скорой помощи, пожарных машин и полиции, имеющих особую расцветку. Однако норма распространяется также на автомобили без спецраскраски, если они оснащены синим проблесковым маячком. Такие машины часто используются высокопрофильными чиновниками и сотрудниками Федеральной службы охраны.

Минтранс готовит новые поправки в ПДД

Проблема заключается в том, что само понятие «уступить дорогу» не обязательно подразумевает необходимость «подвинуться». В законе указано, что это означает, что водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, а также маневрировать, если это может помешать другим участникам движения, имеющим приоритет. Обратите внимание: не сказано, что нужно менять ряд или совершать какие-либо другие действия! Формально уступить дорогу «скорой» — это то же самое, что уступить место автомобилю, движущемуся по главной дороге, когда вы выезжаете с второстепенной. Достаточно остановиться и ждать, пока транспорт с включенными сигналами проедет.

Так что когда вы читаете новости о том, как автохам заблокировал проезд скорой помощи во дворе и отказался отъехать, не забывайте, что по правилам он не нарушал закон! Хотя с моральной точки зрения его действия, конечно, заслуживают осуждения.

— Это юридическая дихотомия, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — На практике сотрудники ГАИ и судьи часто интерпретируют правило шире, предполагая, что для проезда спецтранспорта дорога должна быть освобождена. Это кажется логичным, но в законе этого нет. Поэтому наказания, вынесенные на основании такой трактовки, по сути, являются неправомерными.

Что говорит закон о том, как уступать дорогу спецтранспорту?

Согласно действующему законодательству, «водитель обязан уступить дорогу транспортному средству, оборудованному специальными световыми и звуковыми сигналами». Обычно это касается автомобилей скорой помощи, пожарных машин и полиции, имеющих особую расцветку. Однако норма распространяется также на автомобили без спецраскраски, если они оснащены синим проблесковым маячком. Такие машины часто используются высокопрофильными чиновниками и сотрудниками Федеральной службы охраны.

Проблема заключается в том, что само понятие «уступить дорогу» не обязательно подразумевает необходимость «подвинуться». В законе указано, что это означает, что водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, а также маневрировать, если это может помешать другим участникам движения, имеющим приоритет. Обратите внимание: не сказано, что нужно менять ряд или совершать какие-либо другие действия! Формально уступить дорогу «скорой» — это то же самое, что уступить место автомобилю, движущемуся по главной дороге, когда вы выезжаете с второстепенной. Достаточно остановиться и ждать, пока транспорт с включенными сигналами проедет.

Так что когда вы читаете новости о том, как автохам заблокировал проезд скорой помощи во дворе и отказался отъехать, не забывайте, что по правилам он не нарушал закон! Хотя с моральной точки зрения его действия, конечно, заслуживают осуждения.

— Это юридическая дихотомия, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — На практике сотрудники ГАИ и судьи часто интерпретируют правило шире, предполагая, что для проезда спецтранспорта дорога должна быть освобождена. Это кажется логичным, но в законе этого нет. Поэтому наказания, вынесенные на основании такой трактовки, по сути, являются неправомерными.

Штрафы ужесточат: что ждать водителям?

Министерство транспорта заметило существующую проблему и предложило проект изменений в статью КоАП. Согласно нововведениям, теперь водители будут обязаны освободить полосу, перестроившись в соседний ряд, либо принять все необходимые меры для того, чтобы пропустить транспорт с включенными спецсигналами. Конечно, невозможно будет «взлететь» или скрыться под асфальтом, но теперь придется сдавать назад (например, если в узком дворе нет возможности разъехаться) или съезжать на обочину.

— Удивительно, что на это обратили внимание только сейчас. Старые правила действуют с 1993 года, и понадобилось 32 года, чтобы их исправить. Но лучше поздно, чем никогда, — комментирует автоюрист Лев Воропаев. — Более того, с новыми поправками водителям будет проще доказать свою невиновность, если в результате маневра они получат штраф за нарушение ПДД.

Предположим, вы стоите на перекрестке у стоп-линии, горит красный, а сзади слышится сирена скорой помощи. Вы двигаетесь немного вперед, чтобы пропустить, а вам выписывают штраф за проезд на красный. Таких случаев довольно много, и оспорить штраф удается не всем. С внесением поправок водители получат дополнительный аргумент в споре с инспектором, который выписывает постановление.

Кроме того, внесены еще некоторые уточнения. Например, сейчас водитель обязан пропускать организованную колонну, если ее возглавляет автомобиль с спецраскраской. Однако многие чиновники сопровождаются «гражданскими» автомобилями с мигалками. И, по сути, пока не было обязанности пропускать такие машины. С новыми поправками же водители обязаны пропускать любую колонну, если она движется за автомобилем с проблесковым маячком.

Минтранс готовит новые поправки в ПДД

Будут ли отбирать права на два года?

В то же время в Госдуму был внесен законопроект, который ужесточает наказания за непредоставление дороги спецтранспорту. На данный момент за это нарушение предусмотрен штраф от 4,5 до 7 тысяч рублей или лишение прав на срок от 3 месяцев до 1 года. Однако депутаты предлагают увеличить штраф до 20–30 тысяч рублей, а максимальный срок лишения прав — до 2 лет.

— Честно говоря, мне совершенно непонятно, с чем это связано. Особенно учитывая, что предыдущее ужесточение было совсем недавно — 1 января, — говорит автоюрист Лев Воропаев. — На мой взгляд, адекватному человеку и года без прав вполне достаточно, чтобы осознать свою ошибку и больше не повторять. Поднимать штрафы и увеличивать срок лишения прав, мне кажется, избыточно.