Лесозаготовка ведется в несколько этапов и может осуществляться разными способами. Самый распространенный вариант — скандинавский. В данном случае лесоматериал заготавливается сортаментами. Поэтому некоторые операции по обработке древесины выполняются непосредственно на участке.

Это требует мощных физических усилий, к тому же всегда есть определенные требования к производительности. Задача решается с помощью специальной лесозаготовительной техники. Она берет на себя все сложные, тяжелые работы. В том числе — те, которые невозможно или нецелесообразно выполнять вручную.

Назначение и разновидности лесозаготовительной техники

Применение этого оборудования зависит от специфики, сложности, объема выполняемых операций. Основные этапы заготовки лесоматериалов:

  • валка деревьев;
  • снятие коры, обрезание кроны и ветвей;
  • трелевка;
  • раскряжовка, распил;
  • сортировка по установленным признакам, штабелирование;
  • перевозка в пункт назначения.

Для каждого этапа предназначен определенный вид лесозаготовительной техники. Ко всем типам оборудования предъявляются высокие требования по надежности, экономичности, производительности, безопасности и функциональности.

Лесозаготовительную технику можно разделить на две категории:

  • сменное навесное оборудование, монтируемое на экскаватор. Это позволяет быстро перепрофилировать его для решения конкретных задач;
  • самоходные машины, укомплектованные определенной оснасткой.

Лесозаготовительная техника выпускается на гусеничном или колесном шасси. Первый вариант отличается лучшей проходимостью и повышенной устойчивостью. Такие машины оптимальны для работы на вязких, сыпучих, топких грунтах, на экстремальном бездорожье. Они способны преодолевать бурелом и валежник. Но к месту ведения работ их нужно доставлять спецтранспортом.

Колесные модели уступают им по устойчивости и внедорожным качествам. Однако они быстрее, маневреннее и способны добраться на участок своим ходом.

По функционалу и сфере применения лесозаготовительная техника делится на следующие типы: валочная, трелевочная, погрузочная, транспортная, обрабатывающая (пилорамы).

Валочная спецтехника

Эти машины предназначены для валки леса методом спиливания или перекусывания стволов. Они также обрезают сучья и крону. На самоходные модели изначально установлено оборудование. Что касается сменной оснастки, она состоит из трех компонентов:

  • основного рабочего блока. Сюда входят манипулятор-захват и режущий инструмент;
  • поворотного узла. Он обеспечивает вращение основного рабочего блока вокруг своей оси;
  • монтажно-крепежных приспособлений для фиксации оборудования на тракторе или экскаваторе.

Для спиливания толстых стволов применяются механизмы с цепным режущим элементом. Всё оборудование подключается к гидравлической системе машины, на которой оно установлено.

Механизированная техника для валки леса делится на следующие разновидности:

  • харвестер. Это машина на самоходном шасси, предназначенная для первичной обработки материала. Харвестер валит лес, удаляет сучья, а затем распиливает ствол на бревна. Специальная головка позволяет обрезать верхушки. Она также дает возможность складывать бревна и хлысты в штабели;
  • мульчер. Это мини-трактор, очищающий территорию от молодой поросли и кустарника. Он также используется для создания противопожарных полос и прокладывания лесосеки;
  • бульдозер. Это многофункциональная самоходная техника. На лесозаготовительных участках с его помощью готовят и расчищают территорию для валки, корчуют пни, прокладывают дороги в лесных массивах;
  • валочно-пакетирующие машины. Они используются для бескорневой валки леса. Это техника на гусеничном шасси с балансирной подвеской, что позволяет ей двигаться по самой сложной местности.

Ее основная особенность — способность спиливать стволы больших диаметров с последующим штабелированием для транспортировки. Штатный функционал валочно-пакетирующих машин может расширяться за счет оснащения дополнительным оборудованием.

При выборе техники нужно проверять ее характеристики, требования к условиям эксплуатации, а также комплектацию.

Трелевочные машины

Трелевка — это доставка бревен от места валки и предварительной обработки на погрузочную площадку. Специальные машины делают это горизонтальным или подвесным способом. В первом случае бревна тянутся по земле, во втором — доставляются на весу.

В зависимости от функционала и конструктивных особенностей трелевочная техника делится на две группы:

  • чокерную. Такие машины производятся на базе тракторов МСН-10 или ТДТ-55. Они предназначены для перемещения и транспортировки поваленного леса;
  • бесчокерную. Эти машины относятся к категории валочно-трелевочной техники. Они оснащены гидравлическим манипулятором для валки и перетаскивания деревьев. Чаще всего изготавливаются на базе тракторов ЛТ-154 или ЛТ-187.

Трелевочная техника может создаваться на основе тракторов как с гусеничным, так и с колесным шасси.

Лесопогрузочные машины

Эта техника используется для укладки древесины с трелевочных машин на специализированные грузовики — лесовозы. Чтобы повысить эффективность и производительность работы, обустраиваются погрузочные пункты, в состав которых входят:

  • участки для перемещения стволов;
  • площадки для складирования материала перед его погрузкой (это касается и крупногабаритных грузов);
  • участки для вывоза бревен автотранспортом (лесовозами);
  • площадки для сучкорезов.

Для укладки лесоматериала используются челюстные погрузчики, стреловые подъемные краны, автопоезда с системой автозагрузки.

Современная лесозаготовительная техника является многофункциональной. Это позволяет с помощью одной машины выполнять разные виды работ. Это касается, в частности, харвестеров и форвардеров новых поколений.

Транспортная техника

Основная проблема многих лесозаготовительных участков — отсутствие нормальных подъездных путей. Проблема решается созданием перевалочных пунктов. На каждом из них работают определенные виды лесозаготовительных машин.

В их числе — форвардеры. Это машина на шестиколесном самоходном шасси, имеющая независимую подвеску. Продуманная конструкция ходовой части позволяет преодолевать любое бездорожье, включая экстремально тяжелые участки. Такая спецтехника собирает и транспортирует заготовленные стволы. Она оснащена погрузочной платформой и крано-манипуляторной установкой. Обычно форвардеры используются для перевозки бревен от места вырубки до лесопилки или перевалочного пункта.

Транспортировка древесины на дальние расстояния осуществляется с помощью специальных грузовых автомобилей — лесовозов с прицепами. Это полноприводные машины с улучшенной проходимостью и большим дорожным просветом, а также системой регулировки давления в колесах. Конструктивная основа кузова — мощный стальной каркас, внутри которого укладываются бревна.

Также есть вагоны аналогичного назначения. Они используются для перевозки древесины по узкоколейной железной дороге. Погрузочная платформа у таких вагонов оборудована металлической сеткой.

Обрабатывающая техника

Для разделки древесины предназначены пилорамы, которые могут устанавливаться на лесопилках или площадках первичной обработки. Это оборудование отделяет кору от бревен, а также распиливает их на брус или доски. Пилорамы делятся на несколько категорий:

  • ленточные. Это наиболее распространенный вариант. Такое оборудование подходит для работы со всеми породами древесины, включая лес-кругляк. Принцип их действия — продольное распиливание бревен. Важное преимущество — минимум отходов;
  • дисковые. Используются на небольших и средних производствах. Просты в монтаже, надежны в работе. Предусматривают несколько вариантов распила, могут эксплуатироваться в широком температурном диапазоне, отличаются высокой скоростью и точностью пиления;
  • рамные. Очень производительны. Их основные рабочие элементы — пилы, зафиксированные на общей станине;
  • цепные. Применяются для производства бруса. Распиливают бревна в поперечном и диагональном направлениях.

Современная техника полностью автоматизировала сферу лесозаготовки. Участие человека заключается лишь в управлении и контроле производственных процессов.